Үзән
-5 °С
Кар
Барлык яңалыклар
Җәмгыять
7 сентябрь 2018, 16:36

Константин Толкачев: «Партнерство Башкортостана и Саксонии должно перейти от дипломатии к бизнесу»

В Башкортостане побывала официальная делегация Саксонского Ландтага Свободного государства Саксония. Об итогах визита рассказал Председатель Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Константин Толкачев.

– Константин Борисович, чем вызван приезд столь представительной делегации? Какие деловые встречи проведены?
– Гости из Саксонии у нас бывали и прежде, но масштаб нынешнего визита не сопоставим с предыдущими. Вопрос целесообразности приезда столь представительной делегации решался немецкой стороной с учетом напряженной международной обстановки дискуссионно. Высказывались разные мнения. Непросто формировалась идея, а затем и программа визита. В итоге победил здравый смысл, стремление к сотрудничеству. В Башкортостан прибыли более двадцати представителей Саксонии, причем не только парламентарии, но и представители бизнеса. Члены делегации встречались с Главой республики Рустэмом Хамитовым, депутатами Государственного Собрания, руководителями нескольких министерств и ведомств, посетили ряд предприятий в Уфе, Уфимском, Белорецком, Бурзянском районах. Визит продлился целую рабочую неделю, которая была расписана по минутам.
– О чем шла речь? Какие договоренности достигнуты, чем продиктован интерес саксонских коллег к нашей республике?
– У нас и прежде были довольно теплые дипломатические отношения. Сейчас мы ставим перед собой задачу максимально перевести их в сферу экономики. Обсуждалось в первую очередь сотрудничество в сфере сельского хозяйства, деревообработки, экологии и природопользования. Саксонская сторона заинтересована не только в торговле, но и в создании на территории Башкортостана совместных предприятий в обозначенных отраслях с немецкими инвестициями.
– Что необходимо для ускорения данного процесса?
– Установление четких контактов между деловыми кругами регионов двух стран. Задача парламентариев – помочь в этом. Необходимо перейти от дипломатии к бизнесу. Плюс – налаживание условий для его ведения. В настоящее время у Башкортостана нет прямого авиасообщения не только с Саксонией, но и с Германией в принципе. Это сильно тормозит экономическое сотрудничество. Раньше был один рейс из Башкортостана в Германию, но потом его отменили, прямого сообщения нет. В ходе визита саксонской делегации неоднократно обсуждались перспективы открытия рейса из Уфы в один из городов Саксонии, предположительно в Дрезден.
– Кстати, о восточной Германии. В одном из городов Саксонии, в Хемнице, во время визита делегации произошли масштабные беспорядки на почве потасовки местных с мигрантами. Эта проблема как-то обсуждалась?
– И не только. События в Хемнице, к сожалению, заставили двух наших гостей прервать свой визит в Башкортостан. По долгу службы они в экстренном порядке вылетели на родину, чтобы принять участие в погашении конфликта. Остальные члены делегации тоже были весьма обеспокоены. Столкновения между беженцами и коренным населением в Германии сейчас не редкость. Тем не менее в остальном на пребывание делегации в республике это происшествие никак не повлияло.
– Программа визита включала в себя посещение нескольких районов республики, славящихся природными достопримечательностями, и встречу с представителями Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму. Следует ли из этого, что саксонских коллег Башкортостан привлекает как туристическое направление?
– Интерес такой, безусловно, есть, но пока что это больше работа на перспективу. Хотя туризм никогда не был несущей стеной экономики Башкортостана, нам есть что предложить искушенному европейскому путешественнику. Это этнотуризм, качественное и весьма недорогое по европейским меркам лечение в наших здравницах, охотничий туризм. Последнее направление вызвало особый интерес у членов делегации. В Германии много охотничьих клубов, много любителей охоты. И они заинтересованы приезжать к нам, потому что у нас больше возможностей для охоты, а цены значительно ниже европейских.
– А много ли у нас сейчас туристов из Германии? Какова их доля в общем туристическом потоке?
– К сожалению, невелика. Ежегодно в республику въезжает около двух миллионов человек. На первый взгляд цифра внушительная, но, во-первых, почти все они наши соотечественники, во-вторых, основная их часть представители так называемого дикого туризма. Иностранцев к нам приезжает около ста тысяч. Понятно, что доля немцев и европейцев в целом от этого количества очень незначительна. Общение с коллегами из Саксонии показало, что проблема упирается в первую очередь в отсутствие информации. О наших санаториях, охотничьих турах, памятниках природы в Германии мало кому известно. Люди, может, и приехали бы, но они о туристических возможностях нашей республики просто не знают. Нужно взаимодействие между нашими и немецкими туристическими, охотничьими организациями. Кроме того, необходимо совершенствовать нашу туристическую инфраструктуру. На членов делегации огромное впечатление произвела поездка в заповедник «Шульган-Таш». Гости были поражены и самой пещерой, и красотами нашей природы. В то же время они деликатно отметили, что подъездные пути к заповеднику не совсем соответствуют представлениям европейцев о комфортном отдыхе. Все мы понимаем, о чем идет речь. Замечание справедливо. Если мы хотим, чтобы к нам приезжали иностранцы, надо создать условия.
– Во время встречи делегации Саксонского Ландтага много говорилось о необходимости сотрудничества регионов двух стран не только в экономике, но и в сфере культуры, образования. Сделаны ли какие-то шаги в этом направлении?
– Программу визита мы составили таким образом, чтобы знакомство с работой предприятий, деловые встречи проходили на фоне диалога наших культур. Это важно для понимания друг друга. А когда есть понимание, то и совместный бизнес строить проще. Гости посетили Национальный музей Республики Башкортостан, ряд памятников и парков, встречались с представителями лютеранской общины республики, Председателем Центрального духовного управления мусульман России Талгатом Таджуддином, продолжительная встреча была с научно-педагогическим коллективом Башкирского государственного аграрного университета. С учетом интереса немецких коллег к совместным образовательным проектам в изначальную программу даже были внесены коррективы – мы дополнительно организовали встречу члена Саксонского Ландтага Инес Шпрингер с директорами четырех уфимских школ, в которых углубленно изучается немецкий язык.
– По итогам встречи достигнуты какие-то договоренности?
– Стороны пришли к единому мнению о том, что нам были бы очень взаимовыгодны обмен школьниками и стажировка саксонских педагогов в Башкортостане и наоборот. В Саксонии как одном из регионов бывшей ГДР сохраняется большой интерес к нашей стране. Башкортостан они рассматривают в качестве одного из стратегических партнеров среди российских регионов. Это напрямую связано с укреплением нашего экономического сотрудничества. Внешнеторговый оборот Башкортостана и Германии в прошлом году вырос по сравнению с 2016 годом на 14 % и составил 211 миллионов долларов. А по итогам января – июня этого года он уже превысил показатели всего прошлого года и достиг 220 миллионов. Наращивание экономического сотрудничества подразумевает спрос на специалистов со знанием языка: для немцев – русского, для наших граждан – немецкого. Для школьников из Башкортостана возможность посетить Саксонию в рамках образовательного обмена может стать путевкой в жизнь, поможет интегрироваться в европейское сообщество, получить в перспективе хорошую работу.
– Когда же первая партия школьников из Башкортостана отправится в Саксонию?
– Надеюсь, что скоро. Мы со своей стороны сделали все необходимое – представили экономический, туристический, образовательный потенциал республики. Теперь важно материализовать результаты состоявшихся встреч. Коллеги из Саксонского Ландтага уехали воодушевленные. Все будет зависеть от того, как скоро они установят необходимые контакты у себя на родине, донесут полученную информацию до заинтересованных лиц. Верю, что они постараются провести эту работу максимально оперативно. Тогда наши дипломатические договоренности перерастут в строительство совместных предприятий, открытие прямых авиарейсов, увеличение туристического потока в республику, обмен школьниками и преподавателями.
Читайте нас: